Гобинд Садан, 2 марта 1991 года
Махарадж вернулся в Гобинд Садан на празднование своего дня рождения и на международный межконфессиональный семинар о связи медитации и служения, организованный доктором Анандом в Дели. Его проведение спонсирует Институт углубленного изучения сравнительного религиоведения Гобинд Садана – академическое ответвление межконфессиональной деятельности Махараджа.
Я вернулась несколько дней назад. На обратном пути мы обедали с Прем, женой Сваранджита Сингха – исполнительного директора межнациональной корпорации и президента Института Гобинд Садана. Благодаря Махараджу Прем смогла вытерпеть сорок лет хронической боли после ужасной автомобильной аварии, он поддерживал ее во время двух серьезных операций без анестезии, которую она не переносит. Иногда Махарадж останавливается в их прекрасном доме, когда ему нужно убежище от поклонников, и именно в их доме ему явился в видении Иисус, стоящий в Гобинд Садане и осыпающий его множеством благословений. Прем показала мне диван, на котором тогда лежал Махарадж. Также Иисуса видели в Гобинд Садане Гурчаран и еще несколько человек. В 1985 году Иисус явился Махараджу снова и сказал: «С этих пор я буду работать через тебя».
Из своей любви к Махараджу его поклонники украсили Гобинд Садан километрами цветочных гирлянд. Люди приехали отовсюду, чтобы выразить ему свое почтение. Капитан Кхала Сингх, демонстрируя щедрость и изобилие Гобинд Садана, выдал гостям для ночевки сотни толстых хлопчатобумажных одеял из кладовки. На бывшем поле был создан роскошный временный зал с элегантными голубыми и золотыми полотнами из ткани с вышитыми символами мировых религий.
Церемония дня рождения и открытие семинара начинаются с киртана в исполнении многих групп, включая оживленную весеннюю рагу в исполнении слепого Манохара и ангельское пение знаменитой Приты Балбир и ее дочери. Голос Приты благословил Махарадж. Перед тем, как начать пение, она всегда молится, и не начинает петь, пока Бог не подаст ей знак. С первой же пронизывающей сердце протяжной ноты ее вдохновенное пение приводит нас в благоговейный экстаз. На день рожденья Бабаджи она поет:
«Приди в убежище Бога!
Все святые и пророки приходят в убежище Бога.
Лишь тогда ты получишь все благословения богатства и здоровья от Всемогущего.
Ты получишь их и обретешь свое истинное царство.
Все твои обязанности будут выполнены,
если ты встретишь святых, благословленных Богом.
Гуру Нанак говорит: «Я предан тем святым, что служат Ему день и ночь».
Мы чувствуем, что сегодня любовь Бога находится среди нас. Иезуит Отец Рой Дрейк из Соединенных Штатов, работающий с наркоманами и алкоголиками, обращается к аудитории с полным признанием того, что алкоголик может выздороветь только при помощи высших сил:
«Когда я смотрю по сторонам, я вижу много глаз, глядящих на меня с любовью, и благодарю вас за это. Я осознал, что любовь Бога передается через всех нас. И если я буду контролировать свои мысли, через меня будет действовать сила Бога. Сейчас Бог позволяет мне нести послание любви в тюрьмы, реабилитационные центры и школы».
Джасвант Сингх Пхуль, директор колледжа коммерции Гуру Гобинда Сингха при Университете Дели напоминает нам об уроках, полученных от сикхских Гуру: «Бог повсюду; во всех формах и во всех людях можно увидеть Бога». Дэвид Стори из Англии, сосекретарь всемирного конгресса вероисповеданий, приехавший с женой Силией, говорит, что нам нужно медитировать, чтобы слышать повеление Бога. Доктор Каран Сингх рассказывает об идеальном состоянии человека, когда вся работа является поклонением.
Затем говорит Махарадж. Он начинает:
«Я не лектор. С тех пор как я был ребенком, Бог милостиво объяснял мне, что религия и послание Бога связаны не с лекциями, а с любовью».
Произнеся такие слова, он продолжает говорить о главных вопросах, уже освещенных в этой книге. Он говорит, что люди полны любви, но те, кто проповедует религии, ввели их в заблуждение. Чтобы осознать Бога, повторяйте Нам, обратившись внутрь себя, и вы осознаете вечную Истину. Затем Махарадж говорит о духовной миссии:
«Моисей говорил: «Поклоняйтесь тому Единому Богу, который заботится обо всей земле, о деревьях, животных, людях». Миссией Моисея было освобождение людей. Ради этой миссии ему пришлось пройти через огромные трудности. Но он добился освобождения людей.
Те же трудности вставали и перед Гуру Гобиндом Сингхом. Люди были порабощены, их лишали прав, угнетали. Гуру Гобинд Сингх сказал: «Я сделаю лидеров из тех людей, в чьих семьях никогда не было лидеров, и тогда меня станут называть Гуру Гобиндом Сингхом».
Те же трудности существовали и тогда, когда пришел Иисус. Он сказал: «Я найду отставших ягнят и верну их в стадо. Их изгнали из общества, я хочу освободить их и помочь им занять свое место в обществе».
Все пророки несли одно и то же послание. А что сделали мы? Мы создали разные религии с разными учениями. Но теперь я счастлив: после этой конференции, я надеюсь, мы все соберемся под одним флагом. Сейчас в мире полыхает пламя, но после настанет мир».
Гобинд Садан, 4 марта 1991 года
В течение двух дней выдающиеся исследователи буддизма, санатана дхармы (индуизма), сикхизма, христианства, иудаизма и ислама стремились доказать, что их религии пропагандируют в мире служение, как и медитацию, и что ни одна из них не является полной без других религий. Все их заключения верны, и очень приятно находиться среди последователей всех вер, но то, что мы сидим вместе уже два дня, не занимаясь ни севой, ни медитацией, делает всю эту дискуссию довольно пустой.
Пусть Бог простит меня, но мне наскучило так сидеть, записывать речи на пенджаби и хинди, ни один из которых я пока не понимаю, и я молюсь об освобождении. Вдруг взрывается фонарь и провод начинает дымиться. Приходится отключить электричество и прекратить мероприятие. Начинается сильный ветер, полотна, из которых сооружен зал, колыхаются снаружи, как огромные паруса. Со свежим дыханием Бога, веющим среди нас, очищая от всех инертных вибраций, семинар снова становится интересным. И все же мы до сих пор действуем на ментальном уровне – уровне теории, а не истины и действия.
Практическая реальность программы медитации и служения Махараджа сегодня вечером снова выходит на передний план, когда вся наша гобиндсаданская семья и иностранные гости собираются на полу павильона для просмотра видеозаписей. Махарадж царственно восседает среди нас – возлюбленный отец нашей семьи. Сначала датский гость показывает Махараджу с энтузиазмом озвученные промышленные фильмы об автоматизированной теплице. Сваранджит и Черчилль, ведущий крупный бизнес по экспорту одежды, переводят для Махараджа, который без комментариев перебирает бусины на четках. Кинти, маленькая дочка Джатиндера и Манджит, сидит рядом со мной на цементе, тихо надувая шарик и снова выпуская из него воздух.
Затем мы располагаемся для настоящего удовольствия – просмотра видеозаписей ранних дней Шив Садана, сделанных Принцем. Его замечательная видеозапись демонстрирует, как трудно было само существование здесь на начальной стадии развития фермы, а также огромное вдохновение и радость тех, кто ее создавал. На записи 1975 года единственное убежище – треугольная хижина из тростника, в которой временно остановился Махарадж. Пейзаж пустынный и унылый, лишь кое-где растет трава. Во время песчаной бури женщины каким-то образом готовят лепешки в земляной яме, используемой в качестве печки. Видно, как чиновник по земельному учету с картой устанавливает границы этого участка, кажущегося бесполезным.
Для реалистичного комического разнообразия показан эпизод, где повозка, прицепленная к трактору, в которой сидит Махарадж с компанией, переправляется через реку. Вода в самых глубоких местах достигает середины стенки повозки, и поэтому кажется, что все плывут. Они выезжают на другой берег с торжественным кличем: «Боле со нихаль? Сат Сири Акаль!»
На других кадрах показано, как Махарадж едет на джипе, сидя в переполненной людьми лодке, переправляется на другой берег реки и ведет трактор, куда забралось еще пять человек. Смотря на эти кадры, Махарадж произносит: «О, о!» и щелкает языком.
После предварительной бульдозерной обработки земли Шив Садана, казавшейся безнадежной, Махарадж сосредоточился на развитии других своих ферм – одной в Гобинд Садане, двух в других частях Уттар-Прадеша (Сураджпуре и Шахджаханпуре) и одной в деревне его детства – Сараван Бодла. Он снова занялся развитием Шив Садана в 1986 году.
Пока мы смотрим видеозапись Принца от 2 декабря 1987 года, Бальвант Сингх рассказывает дополнительные детали, а Ральф Сингх переводит для некоторых из нас на английский. Отец Бальванта Сингха, покойный Мал Сингх, был прежним владельцем земли, приобретенной для Шив Садана. Он увидел Махараджа издалека, когда тот проезжал мимо на автомобиле, и сказал своей семье, что это великий человек. Когда автомобиль Махараджа вернулся, они выбежали на дорогу, чтобы пригласить его на чай. В то же время Махарадж сказал своим сотрудникам, что в начале этот дом будет единственным, где ему будут оказывать почести. В этом доме Махарадж провел их в комнату, где был портрет Гуру Гобинда Сингха. Он сел под ним на диван, и Мал Сингх ощутил, что через Махараджа работает сила Гуру Гобинда Сингха. С тех пор Бальвант Сингх был преданным управляющим по сельскому хозяйству Махараджа.
Ральф Сингх приехал сюда на семинар. Он провел с Махараджем двадцать лет после того, как Махарадж вдруг явился ему в видении в Нью-Йорке, а затем привел его в Индию. В ранние дни Гобинд Садана Ральф посвятил шесть лет преданному служению, а потом Махарадж отправил его обратно в Штаты с женой Джогиндер, также очень преданной Махараджу. Находясь в Нью-Йорке, Ральф поддерживает связь с Махараджем путем медитации. Теперь он руководит отделением Гобинд Садана в США на ферме в Сиракузах, где пытаются осуществлять программу Махараджа по духовной и экономической помощи нуждающимся американцам.
Бальвант и Ральф говорят, что с 1987 года в Шив Садане все стало происходить очень быстро. Сейчас мы видим деревья и ровные поля с ирригационными каналами, на звуковой дорожке записано пение птиц. Мы видим трюки бульдозеров, кажущиеся невероятными, и цирк из шести тракторов, данных на прокат соседями, некоторыми их которых управляли мальчики лет десяти, работая день и ночь. Они очистили, разровняли и вспахали двести гектаров земли за один месяц в июне 1988 года в сорокавосьмиградусную жару. «Махарадж стоял в поле и днем, и ночью», – комментирует Ральф. Во время вспашки большого поля в Сураджпуре он стоял со своими севадарами 72 часа подряд.
Мы видим Махараджа во всех эпизодах в самых тяжелых условиях. Трактора поднимают столько пыли, что трудно что-либо разглядеть. Когда заканчивается вспашка, мы слышим, как севадары с Махараджем радостно поют киртан. «Его пение божественно, так не может петь никто», – утверждает Харвиндер.
На одной необычной записи Сонни ведет трактор без одного переднего колеса. «Махарадж использует все, даже хромой трактор», – говорит Ральф. Кадры с трактором повторяются, и Принц проматывает пленку вперед. После этого на быстрой скорости мы видим эпизод, где Махарадж и компания проходят мимо первого урожая пшеницы. Нашей семье это кажется очень смешным. Сквозь наш смех Ральф восклицает: «Теперь вы знаете секрет, почему все получалось так быстро!»
Затем мы видим толстые колосья пшеницы длиной семнадцать-восемнадцать сантиметров и такой высокий овес, что его стебель достал бы до верхушки высокого тюрбана Махараджа. Бальвант Сингх рассказывает нам, что в первый год урожай пшеницы Махараджа был в два раза больше, чем обычный урожай в этой местности, а следующий урожай – в три раза больше среднего. «Когда эти видеофильмы были показаны русским почитателям Махараджа в прошлом году, – говорит Ральф, – вы можете представить себе выражения их лиц? Вот они приезжают в Индию, ожидая увидеть голодающих людей, а вместо этого видят такие роскошные поля!»
Мы видим мужчину, работающего посреди пшеницы, а затем забирающегося на дорогу за наставлениями Махараджа. У него был туберкулез, который, по мнению докторов, был неизлечим. Махарадж дал ему Нам, благословил его и велел ему заниматься севой – взять лопату и начать копать. Он сделал это и исцелился.
«В этих фильмах неизменно одно, – повторяет Ральф, – то, что Махарадж всегда на поле, независимо от времени дня и погоды. Когда мы встретили людей из организации «Форд», успех Махараджа произвел на них большое впечатление и они спросили, возможно ли было бы достигнуть всего этого без него. Он ответил: «Конечно, только найдите кого-нибудь, кто будет стоять в полях по 18 часов в день».
Махараджу приходит в голову мысль, что людям пора ужинать. Сказав нам идти в лангар, он вдруг встает, просит свои белые мокасины и без церемоний уходит. Домашний просмотр фильмов заканчивается.
Мы с Ральфом кланяемся пустому стулу Махараджа. Затем Ральф смотрит на меня с ухмылкой и спрашивает: «Вы когда-нибудь думали, что будете кланяться стулу?»
Шив Садан, 7 марта 1991 года
Бог продолжает свое представление с фантастическими декорациями, показывая нам величие, красоту и порядок в своем творении. Мы снова в Шив Садане – нашем рае на земле. После дождя прошлой ночи воздух чист, травы пропитаны росой, дует свежий прохладный ветер. Воздух наполняет пение всевозможных птиц, два зеленых попугая устроились на тростниковом навесе в созревающем пшеничном поле. Невидимая энергия очень сильна, мирные мощные вибрации Махараджа наполняют все. Несомненно, это рай на земле – природа во всей своей красоте и изобилии и общество преданных, живущих простой жизнью, работающих в гармонии с божественным ради того, чтобы вывести всех людей на этот уровень счастья и покоя. Конечно, это то самое царство, которое предлагает нам Бог. Благословения Бога здесь сыпятся на нас так обильно лишь потому, что мы стараемся следовать божественному приказу любить всех как свою семью и радостно трудиться на благо наших бедных братьев и сестер.
«Каким словом называют рай, небеса на земле?» – спрашиваю я своих братьев. «Сварг», – говорят они, обучая меня правильному произношению. Моему языку это дается с большим трудом. «Сварг, сварг, сварг», – повторяю я радостно, когда у меня, наконец, получается.
В восторге от этого великолепного утра, мы идем с Махараджем к дому Баджа Сингха и Деви Кор, где на встречу с ним собралось около семидесяти человек. Как только появляется Махарадж, они быстро рассаживаются на покрытии из пластиковых мешков. Махарадж сидит, молча улыбаясь с закрытыми глазами, пока Ральф произносит короткую речь на пенджаби, который знает довольно хорошо. Он рассказывает о программе, которую пытается организовать для Махараджа в Америке. «В мирском отношении Америка – богатая страна, а в духовном – бедная, – говорит Ральф, – и сейчас нам нужно бороться с этой духовной бедностью. Как нас учили сикхские Гуру и другие религиозные учителя, человек должен честно трудиться, зарабатывая на жизнь своими руками, а его мысли должны быть постоянно с Богом». Он рассказывает о том, как Махарадж появился на международной конференции ООН, посвященной детям, в Университете Принстона, и цитирует статью в американской газете, где репортер написал о Махарадже: «Сейчас я увидел воплощение покоя». «Программа Махараджа – пример для мира», – утверждает Ральф.
Сам Ральф работает со многими группами ради помощи бедным и объединения последователей всех религий. Несмотря на то, что он работает в крупной страховой компании, он полностью подчиняется хукаму Махараджа, который невозможно предсказать. Махарадж только что попросил его остаться в Индии еще на две недели, для чего ему потребовалось отменить деловые встречи и свое участие в качестве председателя на выездном совещании комиссии по правам человека. «Подобные вызовы в религии – словно врата, – считает Ральф. – После того, как вы проходите через каждые врата, Махарадж награждает вас новой силой и отправляет вас снова в мир. Но вся сила принадлежит Богу».
Когда Ральф заканчивает говорить о людях в Америке, начинающих осознавать ценность миссии Махараджа, Махарадж говорит ободряющие слова собравшимся севадарам:
«Весь наш успех здесь пришел благодаря усердному труду наших рук. Вы должны гордиться этим, потому что мы все участвуем в этой программе. Мы производим намного больше, чем нам необходимо. Вы служите не мне, и вы делаете это не ради себя. Вы служите дому Гуру Нанака, вы служите бедным, вы служите человечеству.
Вы должны испытывать большую гордость от того, что мы выбрали эту местность для нашей программы. Медитируйте, чтобы ваше сознание было чистым, и занимайтесь севой, чтобы вы могли делиться с бедными».
После того как нам раздают чай, пирожки и сладости, Махарадж делает еще несколько комментариев. Он говорит, что американцы вначале ко всему относятся скептически, их вера не слепа. Но после того, как они что-то изучают и проверяют, их вера становится твердой.
Махарадж говорит, что от сикхизма ничего не осталось, что было утеряно то, на чем он был основан:
«Гуру Гобинд Сингх говорил о Боге как о своем Отце, так же делал и Иисус. Самые богатые страны признали Иисуса, но мы не признали Гуру Гобинда Сингха. Почему люди не понимают, что такое сикхизм? Почему он не распространился за пределами Индии? Потому что люди устроили из него магазин для получения денег. Они не заинтересованы в распространении мира и справедливости в мире».
На обратном пути Махарадж спрашивает, поела ли я. Таково безграничное сострадание нашего Возлюбленного, который вместо того, чтобы сидеть в отдалении на троне, все время заботится о каждом.
В Тэджпури строят новый сарай для ремонта тракторов. На основу из шестов будут крепить солому. Махарадж объясняет отцу Рою Дрейку, а Ральф переводит его слова:
«Мы не тратим много денег на строительство зданий. Этого достаточно. Мухаммед так же постороил себе дом. Когда ученики спросили Иисуса: «Учитель, можно последовать за тобой?», он ответил: «У лис есть норы, у всех птиц есть гнезда, а у меня нет крова над головой, кроме руки моего Отца».
Иисус – с бедняками, он не в зданиях. Те, кто притесняет других, живут в зданиях. Когда они спросили у Иисуса, где находится его дом, он сказал: «Мой дом – там, где животные и деревья, а не в зданиях. Ищите меня в небесах, горах, морях и в своем сердце».
Затем я совершаю ошибку, напомнив Махараджу, что он обещал сделать особое заявление для читателей этой книги, и попросив его сказать, сейчас ли то время, когда царство божие должно придти на землю. Это ошибка, потому что он стоит под древним деревом бодхи во дворе – одним из тех деревьев, с которыми, очевидно, у него есть особая духовная связь, и он настроен сделать заявление, а мой магнитофон находится довольно далеко, в джипе. Мы не прерываем Махараджа, когда к нему приходит вдохновение.
По милости Бога, Ральф снимает видео и звук записывается на его пленку. Пока Махарадж говорит, Ральф случайно ставит ногу на насыпь под деревом, где стоит Махарадж. Энергия, пронизывающая землю, ударяет его, как ток, и он отскакивает назад. Вот что Махарадж говорит нам и вам (как переводит Джогиндер Кор):
«Я хочу сказать, что для пришествия царства божьего время всегда подходящее, ведь любовь и истина спрятаны внутри нас. Как только вы начнете медитировать, повторять Нам, искать свет Бога в себе, ваша жизнь изменится. И когда это будет делать все больше и больше людей, мир станет меняться.
Решение за вами. Плохие времена создают люди. Сейчас все поддаются коррупции и отрицают права других, они не медитируют и не приносят пользы миру.
Если вы почитаете истории о посланниках Бога, вы увидите, что все они приходили, когда были тяжелые времена. Они не изменили физический мир – они научили людей дхарме, и таким образом изменили сознание людей. Поскольку изменилось сознание, времена стали хорошими.
Не оплакивайте состояние общества. Измените свое собственное сознание. Как говорил Махарадж, «сейте семя Нама, ведь сейчас Кали Юга». Повторяя Нам, вы не оставите в своем уме места для плохих мыслей и плохих чувств. Пусть Нам всегда звучит внутри вас и ничто не принесет вам вреда.
Не тратьте ни дня, ведь каждый день вы теряете один день вашей жизни. Не позволяйте телу, данному вам Богом, сидеть без дела. Повторяйте имя Бога с каждым вздохом, думайте о Боге каждую минуту. Бог дал вам свободную волю. Значит, вы можете быть внимательными, идя по жизни, и заранее осознавать последствия поступков. Если на земле перед вами яма, вы упадете и ударитесь, если не смотрите на дорогу. Вы знаете заранее, что произойдет, если вы обманете, откажете кому-то в их правах или обидете кого-то – вы будете наказаны. Но если вы будете обращаться с другими с любовью, к вам придет покой.
Люди критиковали посланников Бога, потому что такие люди всегда смотрят на темноту, а не на свет. Даже если светит солнце и включен свет, для них всегда темно. Но внутри вас есть великий свет. Смотрите на него, найдите Бога внутри себя. Когда вы узнаете свет Бога, вы станете миролюбивыми и добросердечными. Ни о чем не беспокойтесь. Предоставьте все Богу, который очень добр и очень велик. Гуру Гобинд Сингх сказал, что Бог заботится о вас, когда вы находитесь во чреве матери, а когда у вас нет зубов, он дает вам молоко. Сейчас, когда у вас есть зубы, Бог дает вам еду.
Единственное, о чем вам надо волноваться – любили ли вы и вспоминали ли вы Бога сегодня, не огорчили ли вы кого-то, не лишили ли кого-то его прав. Если вы всегда любите Бога, повторяете имя Бога, медитируете и служите, времена всегда будут хорошими».