БХАИ КИРПАЛ СИНГХ

В четверг 9 декабря 2010 года нас покинул наш любимый Мэйджор Сахиб (Бхаи Кирпал Сингх). Свою долгую жизнь он посвятил Богу, изучению Дхармы, постоянному преданному служению Бабаджи и Гобинд Садану. Многие годы он был главным грантхи (священником) и учёным-исследователем Института Сравнительного Религиоведения Гобинд Садана в Дели. Мейжор Сахиб был одним из тех, кто много лет назад решил остаться с Учителем в создаваемой Баба Вирса Сингхом общине. Именно им было предложено название общины – Гобинд Садан. Этот замечательный сердечный человек навсегда остался в памяти всех, кто его знал. Доброта,  благожелательность, огромный запас знаний, по всем вопросам бытия («Ходячая энциклопедия», – говорили некоторые), необыкновенно развитое чувство благодарности даже за малейшую услугу снискали ему большую любовь среди севадаров и гостей Гобинд Садана. В мае 2004 года Мейджор Сахиб в составе группы севадаров сопровождал Махараджи во время незабываемого визита в Россию.

Все дни он проводил в библиотеке Гобинд Садана, где многие годы он вёл кропотливую работу по изучению записанных речей Бабаджи, священных текстов Гуру Грантх Сахиба и духовных книг на разные темы. По вечерам, если Бабаджи собирался принимать посетителей, всегда ставили стул для Мейджор Сахиба. Очень часто во время бесед Бабаджи обращался к нему. И тогда присутствующие становились свидетелями разговора Учителя и его преданнейшего последователя. Когда Махарадж-джи оставил физическое тело, почти каждый вечер Мейджор Сахиб рассказывал собравшимся у нижнего хавана людям о Махараджи, о священном писании Гуру Грантх Сахиб.

Приводим пересказ текста интервью, взятого у Мейджор Сахиба, в котором он рассказал о своём жизненном пути:

Бхаи Кирпал Сингх родился 15 декабря 1915 года в Лудхияне в штате Пенджаб в бедной семье. В его деревне не было школы, но мальчика привлекала учёба. Ближайшая школа находилась в двух милях в другой деревне. Там он получил начальное образование. Букварь мальчик знал наизусть и часто пересказывал его по просьбе товарищей, причём любил пересказывать каждый раз с начала.

В своём стремлении учиться по мере взросления он был вынужден переезжать из одной деревни в другую, где он мог учиться дальше, и жить у того, кто был готов его приютить. Таким образом, в 1934 году Кирпал Сингх сдал экзамены за 10 класс и почти сразу же попал в армию писарем. Во время британского правления у большинства солдат, проходивших службу при штабе, было много свободного времени, и они проводили его в развлечениях, но молодой Кирпал Сингх продолжал учиться. Он выучил 700 шлок Гиты наизусть у высокообразованного учёного Бенгали Баба, который был одним из лучших переводчиков Гиты и Патанджали. Часто в его присутствии Бенгали Баба переводил новые тексты или занимался исправлением  переводов текстов из сокровищницы индийской философской мысли. Он полностью исправил текст Йогасутры из Гитанджали, так как нашёл там много неправильных толкований священных понятий. Так, например, слово «samadhi» невозможно перевести с санскрита на английский язык. Предыдущий переводчик Басу, признанный мастер своего дела, перевел его как «транс», но это неправильно, так как в самадхи человек находится в сверхсознательном состоянии, а его ум пребывает в духовном погружении. Вариант перевода Бенгали Баба во многом отличался от привычных текстов, и бизнесмены-издатели с неохотой печатали книги в его переводах. Для Кирпала Сингха работа с таким высокодуховным и высоконравственным человеком было хорошей школой жизни.

В 1966 году Мейджор Сахиб оставил армию и вскоре присоединился к ассоциации «Молодые члены хальсы» в Дели. Много времени он уделял просветительской работе, выступая перед людьми с беседами на духовные темы, а в 1968 году встретил Махараджи. Привёл Кирпала к нему Харбхаджан Сингх, ученик Махараджи. В тот день вокруг Учителя собрались преданные люди, и, когда Кирпалу Сингху предложили рассказать о Гуру Гобинд Сингхе, он так увлёкся, что его рассказ длился целый час. Махарадж-джи очень понравился вдохновенный рассказ оратора, и Кирпал Сингх стал приходить на встречу с Учителем очень часто.

Однажды Махарадж-джи сказал, что севадары  занимаются устройством общины, и пригласил Кирпала Сингха прийти к ним на встречу, но в силу обстоятельств он опоздал и пришёл в разгар обсуждения имени общины. Кто-то предложил назвать общину Саравансар, было и предложение назвать её именем Баба Сири Чанда – учителя Махарадж-джи. Махарадж-джи всех внимательно слушал, и когда Кирпал Сингх вошёл в комнату, Махараджи сказал, что пришёл тот, кто и даст название общине. Кирпал Сингх сразу же предложил название Гобинд Садан, объяснив, что «Го» значит «Бог», «Бинд» – хранитель, а «Садан» значит «Дом», Махарадж-джи очень понравилось это название, и с тех пор ( с 18 июня 1968 года) община стала называться Гобинд Саданом.

Махарадж-джи обращался ко всем людям с большим уважением, и к имени человека прибавлял слово «сахиб». Кирпала Сингха он стал называть Мейджор Сахиб, а потом его стали  так называть и все остальные. В тот раз он прожил в Гобинд Садане целый год, затем ему пришлось уехать в Лудиану, а спустя четыре года он вернулся в Гобинд Садан и прожил там до конца своих дней.

Многие люди высказали свою печаль по поводу ухода замечательного человека, делились своими собственными воспоминаниями о встречах с ним. Вот что написала Мери Пэт Фишер о Бхаи Кирпал Сингхе:

Двадцать лет я знаю Мейджор Сахиба как очень ответственного, надёжного человека. Когда наш дорогой Махарадж-джи был с нами, он всегда приглашал Бхаи Кирпал Сингха, и тот сидел  рядом с ним до поздней ночи. Диалог святого и учёного был поистине необычным явлением, а оба его участника питали друг к другу большую любовь и уважение. Когда Мейджор Сахиб рассказывал людям о  Махарадж-джи или других великих духовных подвижниках, часто он сам от прилива чувств начинал всхлипывать. Будучи человеком почтенного возраста, он всегда преклонял колени перед своим любимым Учителем. Он говорил мне, что жил по принципу никогда не откладывать незаконченные дела на завтра. Вечером он всегда оставлял свой рабочий стол в полном порядке. В последнее время до дома его доставляла машина, но если машина опаздывала, он шёл сам. Казалось, что когда он шёл, его поддерживали ангелы, и,  несмотря на шаткую походку, он никогда не падал. Много лет во время летних каникул Мейджор Сахиб приглашал к себе детей Гобинд Садана и рассказывал им о духовности сикхов. Дети просто обожали его, часто можно было увидеть, как какой-нибудь ребёнок сидел прижавшись к нему, как к своему любимому дедушке.

Трудно представить Гобинд Садан без Мейджор Сахиба, ведь он выполнял так много обязанностей в общине. Когда он стоя прямо сильным высоким голосом произносил молитву, это всегда привлекало внимание всех присутствующих. По любому вопросу духовности он мог говорить часами – и спонтанно, и во время ежедневных вечерних программ. Если кому-то из нас нужно было уточнить правильность той или иной цитаты из Гуру Грантх Сахиба, он всегда быстро и безошибочно находил нужное место. Будучи ответственным за выпуск ежемесячного  издания «Новости Гобинд Садана», Мейджор Сахиб всегда  выполнял своё задание точно в срок.

В конце своей  долгой жизни, полной необычайной преданности миссии Бога, Мейджор Сахиб очень ослаб физически. У нас было впечатление, что он готов к уходу. Мы благодарны Богу, что ушёл он спокойно, но теперь нам всем его очень не хватает. Никто не сможет заменить нам дорогого Мейджор Сахиба, ведь он был драгоценным сокровищем, которым Махарадж-джи украсил Гобинд Садан.