Если у меня спросят: «Какая у тебя религия?», я отвечу: «Та, что у деревьев, у гор, у животных; религия всего творения – моя религия. Потому что ее свет есть в каждом существе на земле, и этот свет наполняет и меня. Потому что Отец один, и мы все – Его дети, где бы мы ни находились».
Мы должны обращаться мыслью к Божественному, изучать священные писания всех религий, чтобы убедиться, что все послания, когда бы и через кого бы они ни приходили в мир, всеобщи и призывают к единению всех людей.
Было бы ошибочным думать, что мы празднуем дни рождения Гуру Гобинда Сингха, или Иисуса, или Пророка Мухаммеда, или Господа Кришны, потому что Бог появился в один из этих дней. Бог безначален. Мы отмечаем дни рождения пророков, так как в эти дни Скрытая Сила приходила на Землю в проявленной форме и Ему, Богу, присущие качества проявлялись через пророков. И как же не благодарить Бога за всех посланных Им, Его великой Силой ради нашего просветления и наделенных Его мудростью? Внутренняя Истина в людях становилась явной исключительно под воздействием речей пророка, когда собственные мысли, собственное существование отходили на второй план, исчезали, а их место занимали мысли Бога, существование Бога.
Во времена Иисуса чудеса творились ежедневно, но пришел день, когда обретенная благодаря ему вера его последователей сошла на нет. И это доказывает только то, что вера – не результат зримого проявления чудес. Вера – дело благословения. Не будучи благословлены, вы не уверуете даже после свершения чуда. Но если святой скажет человеку: «Иди! Ты будешь навеки связан с Господом», ничто не отторгнет этого человека от Бога. Его вера будет постоянна, независимо от того, был ли он свидетелем свершенных чудес.
Вера – сугубо внутреннее качество. Внутри, в душе, развивается необъяснимое чувство любви, божественной мудрости, желание вступить на путь служения. Пророки приходили на Землю всегда, с изначальных времен. Их приходу сопутствовали разные проявления, но свет, просветленная мудрость, ясновидение, исцеление, которое они несли, были одними и теми же. Миллионы лет назад, сегодня, через миллионы лет в будущем – одни и те же. Некоторые посланники Бога носят тюрбан, некоторые ходят с непокрытой головой, они могут носить разные одеяния, но их божественная мудрость, их провидческая проницательность, их видения и благословения никогда не меняются. Где бы ни появился посланник, мессия или пророк – в Аравии, Иерусалиме или Пенджабе, они проповедуют одно и то же. Они говорят на языке того народа, среди которого появляются, но на людей воздействует не само слово, а божественная мудрость, в нем заключенная, а она во все времена и повсюду одна и та же.
Почему мы так чтим пророков? Потому что, если мы говорим, что Бог велик и всесилен, пророки знали, что это истинно так, что все в мире свершается по воле Отца их, что для Бога нет ничего невозможного, – даже мертвый может быть воскрешен. Это знание коренилось в вере их, и то, что изумляло обычного человека: «Разве может такое быть?», посланники Бога объясняли просто: «Возможно все!»
Они, в отличие от простых смертных, с радостью брали на себя трудности и печали других. Их мысли, их деяния настолько велики, что им поклонялись не только люди – воздух, вода, деревья поклоняются им, земля целует их, хотя мы не видим этого; цветы шепчут им о своей благодарности Богу за ниспосланную красоту, хотя мы не слышим этого. Поэтому и удивляемся, когда пророки объясняют нам: «Посмотрите на цветы, и вы поймете, как благодетелен наш Отец!»
Чем можно ограничить Бога? Где можно держать в заперти Его Свет? Любая попытка присвоить, заключить в подземелье Его Свет провалится, ибо если бы можно было ограничить,умалить этот Свет, все Творение было бы разрушено. Ничего не осталось бы, ведь все живет только Светом господним, в котором проявляется Его любовь.
Господь создал для нас все. Дал все, что есть на Земле, заповедовав заботиться о том, что даровано. И единственное из всего дарованного посылал Он только через пророков – то, в чем нуждается ум человеческий. Ибо часто, как и в нынешнее время, умы полны гнева, поражены эгоизмом. Гнев же всегда разрушает дхарму. Пусть же гнев будет изгнан из мыслей, ибо зачем нам разрушать извечное? Когда нравственная сила утеряна, любой закон мертв – об этом надо помнить все двадцать четыре часа в сутки.
Преобладай в нас любовь, в мире не осталось бы границ – была бы только любовь. Мы взглянули бы друг на друга с любовью и жили бы в любви. Нынче гнев преобладает в умах, и дхарма разрушена. Именно поэтому даже не скрываются готовность убивать, притязания на права других людей. Именно поэтому каждый прячется в скорлупе своего эго. Пришло время освобождаться от всего этого. Пришло время следовать учениям тех пророков, которым поклоняемся, и не отмежевываться друг от друга сектантскими ограничениями. Межрелигиозное противостояние приносит много бед, и в истории человечества много тому примеров. Вспомним: Пророк Мухаммед учил любви, Моисей учил любви, Рамачандра учил любви, Кришна учил любви… Любовь, любовь, любовь… И видения Адама, и видения Ноя были о любви. Всем им Господь дал видения о любви. Все они были любящими. Так давайте же и мы любить друг друга, следуя за теми, кто составляет сущность самого Бога, помнить, что душа, дух, любовь Бога – внутри каждого из нас.
Гуру Нанак говорил: «Он вложил свой Свет в вас, и только после этого вы появились на свет». Только с этим Светом в душе можно говорить, смеяться, играть, есть… «Возблагодарите Того, чьим Светом это одухотворено», и, возблагодарив, обратитесь к божественному Свету, давшему миру пророков.
И не столь важно, верите ли вы в этот Свет или верите в свой церковный догмат, божественный Свет нельзя оградить крепостными стенами. Никогда ни Иисус, ни Гуру Гобинд Сингх не оставались в этих стенах. Никогда не возвести этих стен вокруг Бога Кришны – он Брахман. Рамачандра (Рама) – тоже Брахман. О каких же ограничениях можно говорить, принимая Истину, утверждаемую ими сегодня, утверждаемую с любовью? Только любовь изменяет умы людские, только любовь устремляет мысли людей к Богу. Любить, любить, любить! Думать: «Я – ничто, ты – ничто; Он – все». Погрузиться в тишину и заключить в объятия Единого, который всегда любит вас, который всегда Милостив и сострадает вам. Он – тот, кто изменяет нашу карму, кто возвышает нашу судьбу.
Разве не случается сплошь и рядом, что люди, считающие себя верующими, просто отдают поклоны или произносят ритуальные молитвы, но в жизни не исполняют ни одной из заповедей, предписанных молитвой, обрядом поклонения или духовным чтением? А ведь нужно исполнять то, что заповедано: любить – любить своего ближнего, любить друга, и недруга – тоже любить, так как нет ни врага, ни чужестранца; общаться надо со всеми. Гуру сказал, представ перед Богом: «Ты наполняешь собой Мироздание; тогда кто враг, а кто друг?»
Давайте же стремиться видеть божественный Свет во всем. И будем очень осторожными, прежде всего – в мыслях. Ум нередко ошибается. Следите за своими мыслями. Откажитесь от гнева. Откажитесь от жадности. Отвергните страх. Стремитесь наполниться любовью – той любовью, что посылает нам наш Отец Небесный. Он дает нам так много, что мы вовек не сможем вернуть этот долг. Но, учась у пророков, можно растить в себе любовь. Истинно верующий в Иисуса никогда ни на кого не нападает. Истинный последователь Моисея или Мухаммеда никогда не обидит слабого. Истинный последователь Гуру Гобинда Сингха знает, что его называли защитником бедных, что он духовно возвышал бедняков, вселял мужество в слабых, исцеляя их.
Все пророки исцеляли слабых. Их исцеляющая сила огромна. Все они родились из Любви. Кому из них ни поклоняться – будь это Иисус, Моисей, Авраам, Ной, Кришна, Рама, Гуру Нанак, Будда, – их учения основаны на одном: это божьи дары – любовь, сострадание, великое желание служения Ему и людям, и если мы враждуем друг с другом, то счастье, любовь и желание служить покидают нас.
Нет истины в том утверждении, что религии различны. Нет большего заблуждения, чем связывать Иисуса с одним из географических мест или одним из религиозных бастионов, ведь Иисус – это Свет. Свет не может быть превращен в бастион. Божественный Свет всепроникающ. Если бы и впрямь Свет мог быть заключен внутри возведенного бастиона, все деревья засохли бы. Если бы и впрямь Свет можно было оградить стенами, рост растений прекратился бы и не осталось бы в живых ни птиц, ни животных. Ибо это Он дает всем созданиям пищу насущную; ибо это Он проливает свою любовь и бросает свой всемилостивый взгляд на них, исцеляя каждого. Отец наш заботится о всей своей семье. А в эту семью входят и животные. Все создания – Его семья.
Это мы изобрели слова, которыми потом назвали пророков, разделив их. Утверждаем, что Иисус принадлежит христианам, но Иисус – это божественный Свет, Свет, созидающий все. Говорим, что Гуру Гобинд Сингх имеет определенный облик, но он не может быть ограничен никакой формой. Он – божественный Свет. Бог – тот же Свет. Единый, тот, кто и есть Свет, будет излучать его вечно, и пророки будут появляться среди людей и в будущем. Каждый раз они приходят, когда наши души осквернены, когда наши мысли вышли из повиновения, когда в нас не осталось добрых намерений. Приходят – и очищают наши души, и берут на себя все наши беды. Это присуще пророкам. Иисус был распят, но он взял все грехи и ими созданные обстоятельства на себя. Гуру Гобинд Сингх вынужден был пройти через многие испытания: многим пожертвовал он в своей семье, отказался от всех утешений и услад, но принес утешение страждущим и принял страдания всех людей на себя. Пророк Мухаммед, подобно ему, тоже должен был принести огромные жертвы, чтобы облегчить людские беды. Бог Рама подвергся тем же испытаниям, находясь в изгнании, но миссия его заключалась в том, чтобы сделать других свободными. Бог Кришна и его семья пережили много трудностей, его семья много лет оставалась в тюремном заключении, но затем Кришна появился среди людей и разрешил многие их проблемы. Для того и приходят пророки, беря на себя все беды людские и отдавая людям свою любовь, очищая их, исцеляя, обучая…
С приходом Иисуса пролился на землю божественный Свет, чтобы сделать людей лучше. Иисус, его любовь и сегодня с нами. Свет его сияет, существуя сегодня, сейчас так же, как существовал тогда, во время выполнения его миссии, как существовал и до его прихода. Пророки рождаются из божественного Света и сливаются с ним, уходя. Не оставил своего тела земле Гуру Гобинд Сингх: он ушел в дом Отца вместе с ним. И Гуру Нанак ушел в Царство своего Отца – во плоти, так же, как вся его семья. Ничто не оказывает на пророков воздействия – ни смерть, ни преследования, ни время, ни эпоха. Они приходят от своего Отца и возвращаются к Отцу. Господь посылает их на землю, напутствуя: «Примите беды людские на себя, обратите людей на путь истинный, и затем возвращайтесь ко мне. Когда вы трудитесь в миру, я с вами. Когда вы снова в моем царстве, я опять же с вами. Я никогда не покидаю вас. Ни вы не можете жить без меня, ни я не могу без вас. Мы всегда вместе».
Миссия у всех пророков одна и та же, суть всех учений пророков одна. Все они указывают путь к Богу. Все они возвращались к своему Отцу, хотя не так много упоминаний об этом в разных религиозных учениях. Можно порадоваться за христиан, ибо в их учении об Иисусе рассказано много, и именно из этих рассказов исходит знание о том, что Иисус приходил, посланный Отцом, и вернулся к Отцу своему. Подобным образом все пророки уходили обратно к Отцу небесному, и все они называли Его своим Отцом. А если они приходили от Единого, то почему же мы создали и продолжаем создавать столько разных сект, религиозно размежевавшись, здесь, в миру? Не лучше ли, собравшись вместе, говорить об Отце Небесном, который дает нам и жизнь, и пищу, и сон? Не лучше ли, обретя веру в Него и Его вечное милосердие, любить Отца нашего? Любить и благодарить за все, что Он дал и дает нам. Ведь дары эти огромны!
Единый, называемый всеми Отцом, – неиссякаемый источник любви. Давайте же зачерпнем из этого источника! Почему мы предпочитаем жить вдали от Его любви? Когда наполнит Его Любовь души наши, в них не останется места для гнева и злобы. Когда наполнит Его Любовь души наши, в них не будет ни жадности, ни ненависти, ни эгоизма. И мы увидим Свет Отца нашего, любовь Отца Небесного в каждом. Теперь же мы не видим Его в самих себе, как мы можем увидеть Его в других?