От редактора журнала «Remainder»: «Святой солдат» – это национальная традиция, и в то же время, она универсальна, как традиция действия; её корни нельзя полностью отнести к сикхской религии, хотя именно в ней этой традиции уделялось большое внимание. Её корни уходят вглубь веков, к античным временам индийской цивилизации: их можно найти в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве и исламе. В силу исторических превратностей эта концепция была утеряна, и только с рождением сикхизма она возродилась при определённых исторических обстоятельствах. Сикхизм стал колыбелью, в которой эта традиция процветала до самого ухода Гуру Гобинд Сингха – последнего Гуру сикхов, а его последователи постепенно растеряли стремление поддерживать её».
Беседа Баба Вирса Сингха,
опубликованная в первом номере журнала «Remainder» (2004 год, Дели):
Чтобы понять, что значит «Святой солдат», вначале давайте откроем Бхагавад Гиту. Во всех её 18 частях говорится о «Святом солдате». Если вы будете думать о боге Кришне как об индусе – это одно, но если вы взглянете на него, как на просветленного, то вы увидите, что вся Гита повествует о «Святом солдате».
Каково значение слова «святой»? Святой – это просветлённый человек. Он защищает мир своими мыслями, а также руками. Я считаю, что нет большего слова, чем «святой», потому что Гуру Нанак говорит, что святой –это Парабрахма. Другими словами, святой – это тот, в ком проявился Свет Бога. Гуру Нанака тоже называют святым. В священной Книге написано: «В Катарпуре (деревне Гуру Нанака) Бог живёт рядом со святым». Иначе говоря, это значит, что Создатель всего находится в Катарпуре, где живёт святой. Пятый Гуру говорит: «Мне очень повезло, что я встретил святого». Он говорил о своём Гуру – Гуру Рам Дасе.
Каково значение слова «солдат»? Солдат – это тот, кто защищает других. Защищать дома людей – это одна из обязанностей солдата, она – для обычных, земных солдат-профессионалов. А духовный солдат защищает всех детей и собственность всех людей. Он делает это не только ради членов своей семьи – он защищает и своих соседей, и свою страну. Поэтому тут надо сказать о двух вещах. Во-первых – о просветлении, а во-вторых – о религии воина. Достигнув просветления, человек должен защищать всех. Какова религия воина? Когда человек получает просветление и встречает Бога, цикл его рождений и смертей прерывается. Как только это происходит, где бы просветлённый человек ни встретился с жестокостью – в любой расе, обществе, стране – он должен встать на защиту. Почему? Потому что он стал солдатом. Он стал святым и солдатом одновременно ради всего общества, всех домов и деревень.
А теперь посмотрим на жизнь Хазрата Мохаммеда Сахиба. Он создал Четырех Друзей, и все они были солдатами. Таким образом, значение святого солдата заключается в том, что когда ты соединяешься с Богом и получаешь просветление через медитацию, ты становишься карма-йогом. Это тоже карма (действие), всё – карма.
Гуру Нанак объяснил суть этого очень чётко и с любовью. Когда люди молились, он спросил их: «Каков смысл вашей молитвы, если вы не стали ни солдатами, ни святыми»? И тогда Гуру Нанак сел рядом с ними и с большой любовью стал объяснять им свои мысли на понятном им языке. Вот что он сказал им: «Вы поклоняетесь, молитесь, но вы всё ещё живёте в бесчестии. Почему вы не защищаете свою честь? Цель поклонения – дать вам силу для защиты своей чести».
А затем он сказал: «Сат бин санджам». Слово «санджам» означает правила поклонения, которые заключаются в том, что человек должен сидеть в определённом месте, читать святую книгу, обратив лицо в определённом направлении и совершать подношения смагри огню. Гуру Нанак сказал, что всё это не вызовет чудес. Сила Бога не проявится, если происходит простое исполнение ритуалов. Ведь на деле вы должны держаться Истины, и когда вы будете твёрдо придерживаться Истины, тогда в вас пробудится внутренняя сила. Гуру Нанак подчёркивает: «Джанеу» – священная нить, символ вашей религии, и поэтому вам, несомненно, надо её носить. Я не призываю вас не носить священную нить. Вы должны строго контролировать свои желания. Ваша земная джанеу может промокнуть, стать грязной или порваться. Всё это – только дань ритуалам». Так Гуру Нанак говорил о самом сокровенном.
Когда Гуру Нанак получил просветление, он отправился в путешествие, чтобы сразиться с разными религиозными лидерами (йогами, сиддхами, натхами). Он посетил важные места паломничества и встретился там со священниками высоких рангов. Гуру Нанак знал, что этим людям было неведомо действительное значение йоги и натхи. Поэтому он сидел и беседовал с ними, приводя примеры из их святых писаний. Он хотел расказать им, что в действительности было написано о йогах и натхах в этих писаниях. Он говорил о действительном значении их символов, которые были там описаны. Потом он сидел с мусульманскими служителями и рассказывал им о тех правилах, которые давались в их святых книгах. Его беседы были успешны, потому что Гуру Нанак был просветлённым, святым, а, согласно Ведам, святой человек является Парабрахмой, то есть единым с Брахмой. Гуру Нанак стал единым с той Силой, из которой возникли йоги, натхи, ислам и Веды. Он ходил по разным краям, и везде люди соглашались с ним, потому что он приходил с любовью. И люди говорили: «Ты намного просветленнее, чем мы», потому что он стал Святым Солдатом.
Слова «святой» и «солдат» – это великие слова. Бог Кришна велел Арджуне следовать религии солдата до того, как Арджуна получил просветление. Арджуна рассказывал о своих дяде и дедушке по материнской линии. Бог Кришна ответил ему: «До того, как родиться твоими дядей и дедушкой, они рождались много раз. На этот раз я дал тебе возможность следовать религии солдата – Кшатрия дхарме. Когда ты станешь следовать Кшатрия дхарме, все родственники, погибшие от твоих стрел, получат мукти (освобождение), и так ты поможешь им достигнуть этой цели. Все твои родственники хотят получить просветление, и, будучи убитыми твоими стрелами, они получат просветление». Отрубить голову своему гуру – это самое необычное деяние этого мира. Дроначарья был гуру Арджуны. Владыка Кришна сказал Арджуне: «Твоя душа и твоё просветление – твой единственный гуру. Дроначарья тоже хочет освобождения, и, когда ты отрубишь голову своего гуру своим мечом, он получит освобождение». Впервые получилось так, что кто-то пожелал отрубить голову своего гуру, потому что Арджуна стал святым солдатом.
Однажды, когда Гуру Гобинд Сингх охотился, он пустил стрелу и убил кролика. Махарадж всегда что-то произносил после охоты. На тот раз он сказал: «Хукам Гуру Нанака исполнился. В своей предыдущей жизни этот кролик был Мулой Кхатри, и он часто приходил к Гуру Нанак Деву. Однажды, когда он женился, мимо его
дома проходил Гуру Нанак и зашёл к нему, а Мула сказал жене, что, если она скажет, что он дома, ему придётся пойти с Гуру Нанаком. И жена сказала, что Мулы нет дома. Гуру Нанак знал правду, но сказал: «Что ж, если его нет дома, значит, его здесь нет». Когда Гуру Нанак ушел, а жена вошла в дом, она увидела, что её муж мертв. Она заплакала и стала просить Гуру Нанака о помощи. Он ответил: «Когда я воплощусь в своём десятом облике – облике Гуру Гобинд Сингха, я благословлю его и дам ему освобождение, и тогда его ошибка будет прощена, и жизнь его изменится. Я прощу Мулу в моём десятом облике». И теперь, пустив эту стрелу, я дал Муле освобождение». Люди спросили Гуру Гобинда Сингха: «Как нам убедиться, что он Мула»? И тогда Гуру Гобинд Сингх приказал кролику принять свой настоящий облик. Сложив руки, кролик превратился в Мулу. Когда вы приедете в Хазур Сахиб, вы увидете место, где произошло это событие. Значит, если человек совершает ошибки, Гуру всегда его прощает.
Гуру Гобинд Сингх посетил место Мальва около Батинды. Там он охотился на льва, который приносил много вреда деревенским жителям. Парабрахма Гуру Гобинд Сингх знал, что в своей предыдущей жизни этот лев был королём, который очень гордо разговаривал с Гуру Нанаком, и теперь Гуру Гобинд хотел благословить льва своим мечом. Люди попросили Гуру Гобинда Сингха отправиться с ними на охоту на льва. И вот лев прыгнул на Махараджа, а тот заслонился щитом, отбив прыжок льва. Гнев льва, вышедший из под контроля, внезапно стих. Наваб, находившийся рядом с Гуру Гобинд Сингхом, попросил его объяснить, почему это произошло. Он спросил: «Почему его гнев утих при виде тебя»? Гуру Гобинд Сингх объяснил так: «В этом все различие между мной и тобой. Он признал во мне душу Гуру Нанака и попросил прощения».
В жизни Гуру Гобинда Сингха были тысячи подобных случаев. Итак, человек, ставший святым солдатом, благословляет людей и словами, и оружием. Бог Кришна дарил людям спасение с помощью своей сурдаршан-чакры. Рамачандра брал лук и стрелу и проявлял свою доброту через этих посредников. Также он избавлял людей от дьявольских мыслей при помощи лука и стрел.
Человек, ставший святым солдатом, никогда не приемлет жестокости. Он не видит ни в ком врага. Где есть жестокость, там возникает давление, а где есть давление, там есть страх. Этот страх – словно бесконечное самоубийство, ведь когда человек живёт в постоянном страхе, он несёт в себе бесконечную боль самоубийства. Однако человек, ставший святым солдатом, никогда не смирится с давлением или жестокостью по отношению к людям. Слова «святой» и «солдат» – это начало и конец вселенной. Доброта, смирение и дхарма возникают тогда, когда святой становится солдатом.
Однажды Пятого Гуру, Гуру Арджун Дева, спросили, где живёт Бог и где его дом? Гуру улыбнулся и ответил: «Он живёт на языке святого – там его дом. Что бы ни говорил раб Бога, всё исполняется в этом мире, и в других мирах тоже. Всё, что он произносит, Бог исполнит в этом мире и в том, наверху». Когда святой становится Парабрахмой, его язык произносит истину, однако, люди не понимают значение слова «святой». Поэтому вы видите, что повсюду люди называют себя святыми, но не всякий человек может стать святым.
Кто-то спросил Гуру Гобинд Сингха: «Кто более велик – вестник Бога или святой?» Гуру Гобинд Сингх ответил, что вестник приходит на определённое время, а после выполнения своего долга уходит, святой же – это непрерывное воплощение Бога. Так происходит потому, что в нём сидит Брахма, и он непрерывно прощает людей.
Слова «святой» и «солдат» – очень сильные слова. Вся жизнь Гуру Гобинда Сингха была жизнью святого солдата. Оба слова одинаковы по значению, назови первым слово «святой» или «солдат» – всё равно. Жизнь Гуру Нанака тоже была жизнью святого солдата, он посетил много мест и сражался с помощью своих мыслей. На самом деле, «Святой солдат» – это основа мира.
Из всех придящих в мир и говорящих истину нет никого, на кого бы не нападали люди. Взгляните на всю историю мира – историю парсов, евреев, джайнов – везде вы увидите историю борьбы. Людям Бога приходилось становиться солдатами, потому что им приходилось защищаться от тех, кто противостоял истине. Итак, это миссия Бога, и если святой не становится солдатом, то духовное и земное благополучие человечества не придет. Все религии учат быть святыми солдатами. Однако, без просветления человек не может стать святым солдатом.
Большинство священнослужителей читают книги, а потом выступают с проповедями и рассказывают истории, о которых они узнали из книг. Гуру же говорит: «Я слышал правдивую историю, рассказанную святым», и говорит то, что видит. Почему же история святого правдива? Потому что он никогда не говорит по земным книгам. Он говорит о том, что видит собственными глазами, благодаря своему видению. Именно поэтому его история правдива. Он всегда говорит через Свет.
Поэтому «Святой солдат» – это великая вещь. В наши дни это очень нужно, нам нужно жить в соответствии с посланием о том, что есть один Бог, одна Истина, одна Любовь. Нам следует понять, что бороться надо только со злом. Мы должны сражаться против злых мыслей. Это приходилось делать каждому пророку, потому что люди нападали на истину, и им приходилось ее защищать.