АЛМАЗ ГОБИНД САДАНА

АЛМАЗ ГОБИНД САДАНА  

   

Гобинд Садан с грустью и глубоким почтением простился с Биби Джасвант Кор. Бесчисленному множеству людей всего мира посчастливилось встретить её и услышать прекрасный киртан в её  исполнении.

26 марта 2010 года её тело было подготовлено для последней церемонии, а затем с почетом перевезено на место кремации в районе Лоди в Нью-Дели. Она покинула своё физическое тело очень быстро, во время спокойного разговора со своей дочерью, также быстро и легко горел её погребальный костёр в то время, как сангат и родственники пели Джап Сахиб. Атмосфера церемонии была необычайно спокойной, возвышенной, как будто наполненной звуками божественного киртана.

Во время  проведения Акханд Патха в Гобинд Садане в память Бибиджи звучал  киртан в исполнении Харпала Сингха, который очень любил её, а также пели Бхагат-джи, дочери Бибиджи и члены сангата. Затем  прозвучали раги в исполнении всемирно известного Джат Лакхбир Сингха и Бальдип Сингха. Бальдип Сингх, известный во всём мире благодаря своему трепетному отношению к записям и классическому исполнению киртана, часто навещал Бибиджи в промежутках между турами по разным странам. В то утро, когда  он узнал о её уходе и сразу же приехал в Гобинд Садан, он всё еще находился в состоянии шока. Он искренне восхищался Бибиджи и высоко ценил её  музыкальные познания. Бальдип вспоминал, что ещё в детстве отец Бибиджи устроил так, чтобы исполнительскому мастерству её обучали  величайшие исполнители раг и музыканты, играющие на инструменте рабаб в Золотом Храме в Амритсаре. Благодаря этому она выучила классические раги Гуру Грантх Сахиба в первозданной, чистейшей  форме. Бхаи Бальдип Сингх сказал: «В будущем члены общины будут петь эти гимны благодаря таким людям, как Бибиджи. В музыке есть некие тонкости, услышать которые способны лишь те, кто обладает особым слухом, а она их слышала и своим голосом делала их ещё прекраснее. Мы, её ученики, смогли понять эти музыкальные тонкости только благодаря ей».

Почтенный Бхаи Кирпал Сингх, главный грантхи (священник) Гобинд Садана, сказал, что по указанию Махараджи Бибиджи никогда не брала деньги за исполнение киртана. Люди были очень удивлены, когда она отказалась принять награду в 25 тысяч рупий от Бхаи Вир Сингха. Он вспоминал давно ушедшее время, когда он вместе с Харпалом и Бибиджи ездил из деревни в деревню в Пенджабе, исполняя киртан и выступая перед жителями деревни. Часто к ним присоединялся Ральф Сингх. В то время ум людей был словно отравлен и они выступали против Гобинд Садана, но, услышав киртан в исполнении Бибиджи и беседы Мейджор Сахиба, «те, кто спал, просыпались». В заключении он сказал: «Махараджи называл Бибиджи Алмазом Гобинд Садана».

               

ДАНЬ УВАЖЕНИЯ БЛАГОРОДНОЙ ДУШЕ

«Биби Джасвант Кор была человеком благородной души, она могла бы разъезжать по всему миру, быть богатой и известной исполнительницей раг, но вместо этого в течение нескольких десятилетий она вела очень простую жизнь среди нас, в Гобинд Садане, отдавая весь свой музыкальный талант восхвалению Бога. Давайте вспомним несколько эпизодов из её жизни. 

В 1992 году, спустя много лет, Махараджи вернулся в Пенджаб для проведения погребальной церемонии своей матери. Его просили выступить в разных населенный пунктах Пенджаба, и Бибиджи сопровождала его, чтобы петь киртан. Мы вместе с ней ехали по ухабистым дорогам, сидя на заднем сидении крытого джипа. Когда Бибиджи уставала, она без всяких жалоб обхватывала одной рукой сидение и ложилась, умудряясь каким-то чудесным образом отдохнуть, несмотря на то, что подобная поездка, вероятно, была очень нелегкой для человека её возраста, ведь в то время ей уже было за 70. 

Однажды Махараджи попросили выступить в одной бедной деревне штата Уттар-Прадеш. Бибиджи сопровождала его. Когда мы туда добрались, стояла невыносимая жара. На школьном дворе, вокруг палатки, установленной для   Махараджи, посреди пыли и мух толпились люди. Но, когда Бибиджи начала петь, тотчас же волна умиротворения разлилась вокруг, и люди, успокоившись, заняли свои места. Как часто мы полагались на неё во время проведения мероприятий Гобинд Садана, ведь её киртан создавал особую священную атмосферу.

Случилось так, что Бибиджи очень заболела. Она жила у своей дочери, и мы не видели её и не слышали её удивительно сильный голос в течение нескольких месяцев. Потом наступил праздник Байсакхи, и Махараджи решил показать людям одеяние Гуру Гобинд Сингха и другие священные реликвии, переданные ему на хранение. Махараджи пригласил Бибиджи петь на этой церемонии, ведь её исполнение Гурбани всегда трогало сердца людей. Она приехала, и при виде её мы заплакали от радости. Бибиджи начала петь. Сначала её голос был ещё слабым, но когда она начала петь слова Гуру Гобинд Сингха, голос обрёл свою прежнюю силу, и мы, растроганные её пением, заплакали ещё больше.

В 1999 году, в полночь накануне отъезда Махараджи в Анандпур для празднования 300-летней годовщины со дня образования Хальсы, была устроена особая церемония «амрит», и Бибиджи была выбрана одной из Пяти Любимцев (пяти преданных и благочестивых людей, особенно любимых Гуру Гобинд Сингхом). Я была одной из тех счастливчиков, которым предстояло принять амрит в ту ночь. Быть избранной одной из Пятерых Любимцев было очень редкой честью для женщины, и, конечно, то, что избрали Бибиджи, было абсолютно верным, ведь она вела жизнь, полную духовной дисциплины и огромной преданности Богу. Она обладала глубоким знанием не только Гурбани, но также и всех классических раг Гуру Грантх Сахиба. Её голос был необыкновенно сильным и трогательным, и таким он оставался до самой смерти, когда ей было уже 90 лет. Она действительно была величайшим сокровищем. Такой мы и запомним её навсегда.

 

                                                                                        Мэри Пэт Фишер  

   

Общество Народного Образования Пинди Гхеб, Комитет Управления, Ассоциация родителей и преподавателей, члены преподавательского коллектива, ученики средней школы Сардар Амар Сингх Шер–I- Панджаб Пинди Гхеб Хальса и их родители были потрясены  печальным известием о кончине почитаемой ими Сардарни Джасвант Кор.

Сардарни Джасвант Кор, чьё  имя уже само по себе является вдохновением для многих, вела жизнь чистого, благочестивого, терпеливого, самодостаточного и социально активного человека. Она была символом беспредельной любви и преданности. Она была сокровищем гуманистических ценностей и прожила жизнь длиною в 90 лет в преданном служении Дому Бога.

Само слово «мать» является символом бесконечного океана любви и нежности. Ничто в этой вселенной не может заменить мать. Мать, такая, какой была Сардарни Джасвант Кор, стала идеалом для подражания, она привносила  ценности и традиции не только в семьи своих дочерей, но и всех, кто встречал ее хотя бы раз.

Мы все должны преклонить колени перед желанием Всевышнего, Вахегуру. Мы должны принимать Его вездесущий Хукам при любых обстоятельствах. 

 

                 Члены Общества Народного Образования

 

Мы будем всегда вспоминать Биби Джасвант Кор, слушая киртан в её вдохновенном исполнении. Она пела до самой смерти, и это свидетельствует о том, что она всегда была с Богом и Махараджи. Ей был дан прекрасный дар Гобинд Садана и Махараджи – жить в мире, привнося мир и покой в сознание других людей.

 

                                Мохини и Сатиндер Маллик-Корнинг, Нью Йорк, США

 

БИБИ ДЖАСВАНТ КОР – СЛУЖИТЕЛЬ МИРА 

Махараджи всегда говорил, что вибрации наших голосов пропитывают атмосферу. Некоторые люди несут гнев, другие – мир. В нашем мире атмосфера заражена гневом и ненавистью, а Биби Джасвант Кор была чистейшим голосом, несущим мир.

Мои самые первые воспоминания, ещё до того, как я смог поговорить с ней, связаны с музыкой. Когда бы она ни пела, создавалось такое впечатление, как будто каждое живое существо, видимое и невидимое, замирало на секунду, чтобы просто вобрать в себя сладость этих звуков. Музыка разносилась над полями, и несмотря на то, где мы были в тот момент – работали на молочной ферме или сидели рядом с ней – повсюду музыка пронизывала всё наше существо. 

Во время празднований, когда мы сидели вокруг Махараджи, в комнате Дарбар Сахиб или на веранде, а Бибиджи начинала петь: «Адж море ае хэ» («Сегодня вернулся мой милый друг»), все мы чувствовали присутствие Бога, и Махараджи тоже начинал петь.

Так как в те дни она была одной из немногих обитателей Гобинд Садана, кто говорил по-английски, я мог разговаривать с ней и чувствовать глубину этой великой души.Она обладала редким даром совмещать в себе милые манеры и силу, подкреплённую огромной решимостью. Не удивительно, что Махараджи называл её алмазом Гобинд Садана.

Биби Джасвант Кор родилась в зажиточной семье в Пенджабе. Когда её отец занимал значимое место в Амритсаре, ещё до разделения Индии, он смог отдать её на обучение в Золотой Храм, и её Учителем стал легендарный Бхаи Таба Джи. Биби Джасвант Кор была единственной его известной  ученицей. Она всегда была носительницей стиля рабаби, который был передан ей Шри Мардана-джи.  

Её подруга и одноклассница Джогиндер Кор стала всемирно известной  популярной певицей, но Бибиджи всегда смеялась, когда вспоминала, что отец строго запрещал ей петь популярные песни, заставляя сосредоточиться на киртане.

У неё длинный послужной список, и не только певицы. Также она служила в полиции, и даже продавала страховки ради дополнительного заработка. Об этом я знаю, потому что в своё время купил у неё полис. После того, как её муж трагически погиб, она позаботилась о том, чтобы две дочери Камаль и Рупиндер счастливо вышли замуж, а после этого посвятила всю оставшуюся жизнь служению Гуру, хотя она всегда радовалась, когда её посещали дети и внуки.

Биби Джасвант Кор была не только хазури раги – певицей при гурдваре Гобинд Садана, она также была одной из его первых священнослужителей. Она была свидетельницей того, как с небес падала золотая пыль, и собирала её во время церемонии Пракаш в Гобинд Садане. Она смеялась, когда рассказывала, как Махараджи быстро убрал золотую пыль, а ей велел не рассказывать об этом людям. Часто Махараджи встречался с людьми в её комнате, расположенной среди комнат других обитателей Гобинд Садана.

Однажды Махараджи попросил её научить Джогиндер (мою жену) и меня исполнению киртана, и, как вы можете догадаться, она, как настоящий мастер своего дела, сумела провести двух новичков через все ступени обучения. Она не только учила нас исполнению раг, но также учила меня искусству игры на табла в три такта (что у меня получалось довольно грубо) лдя того, чтобы я мог аккомпанировать ей во время исполнения киртана в Гобинд Садане, если не было никого другого. Она создала мой репертуар из дюжины гимнов, которые я всё ещё помню. Даже не могу передать вам, насколько она была терпеливой и любящей, но позднее, когда я, бывало, предлагал ей взяться за обучение новичков, она только улыбалась и говорила: «Пожалуйста, проверь, знают ли они хоть что-то о музыке».

Служение Гуру и вере для Биби Джасвант Кор не ограничивалось только пением. В 1971 году, когда Гурдвара Сис Гандж Сахиб была освобождена от власти Джатедара Сантокх Сингха, она добровольно и бесстрашно пришла в Гурдвару, восстановила  и ввела в ежедневный обиход молитвы и исполнение киртана. 

В Библии сказано: «Кто может отыскать добродетельную женщину? Цена ей  намного выше цены рубинов». Мы в Гобинд Садане были счастливы, что среди нас была такая женщина. А так как мы, к счастью, смогли записать её голос, то с нами навсегда будут вибрации её присутствия.

Голос Биби Джасвант Кор будет всегда звучать в Гобинд Садане, и вибрации её бескорыстного служения останутся здесь навсегда, чтобы и последующие поколения знали, что значит быть истинным слугой Гуру и добродетельной женщиной.

 

                                                 Ральф Сингх и его семья